M18 “Hellcat”

M18 “Hellcat”

Самоходная противотанковая установка, спроектированная в рамках концепции быстроходного и высокоманевренного истребителя танков Создана на специально разработанной базе, впервые в США имевшей торсионную подвеску. Первая опытная машина Т49 оснащалась пушкой М1 калибра 57-мм, но осенью 1942 г. было выдано задание установить 75-мм пушку М3. Таким образом от проекта Т49 отказались в пользу более тяжело вооруженного варианта Т67. Этот образец, помимо 75-мм пушки, имел коническую башню от САУ Т35. Испытания самоходного орудия прошли вполне успешно, но в связи с изменившимися требованиями на вооружение Т67 принята не была. Следующий вариант Т70 оснащался уже 76-мм противотанковым орудием М1, установленным в открытой сверху башне с развитой кормовой нишей где размещался противовес. Корпус САУ был сварной, лобовая часть башни - литая. Двигатель и агрегаты силовой передачи установлены на специальной раме (рельсах), что позволяет после отсоединения трубопроводов, тяг и шарниров выкатывать двигатель из машины через кормовой люк, а агрегаты силовой передачи - через люк в лобовом листе корпуса. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами двойного действия Торсионы выполнены по типу торсионов советского танка КВ. Для обеспечения постоянства натяжения гусениц при движении по пересеченной местности ведущие и направляющие колеса оборудованы компенсационными устройствами.
 
Серийный выпуск САУ М18 был налажен фирмой Buick Motor Division (отделение фирмы General Motors). С июля 1943 по октябрь 1944 года было изготовлено 2507 боевых машин этого типа.
 
На шасси М18 пытались установить 105-мм гаубицу от САУ М12. В декабре 1944 г. был изготовлен всего один опытный образец обозначенный как Т88. Его дальнейшую разработку прервали в связи с завершением войны.
 
Плавающие САУ Т86 и Т86Е1 предназначались для действий на тихоокеанском ТВД. Корпус этих самоходок был удлинен для обеспечения плавучести. Модель Т86 передвигалась по воде при помощи гусениц, Т86Е1 оснащалась двумя гребными винтами. В декабре 1944 г. была выпущена 105-мм САУ Т87 с модифицированным корпусом и новыми траками гусениц. Ни одна из этих САУ на вооружение не принималась в виду затянувшихся испытаний и последовавшего за этим завершения войны.

 

Более удачным оказался вариант транспортера общего назначения М39. Первый прототип (Т41) предназначался для перевозки снаряжения, второй (Т41Е1) предполагалось использовать в качестве разведывательной машины. Небольшую серию машин заказали осенью 1944 г.
 
Самоходные установки "Хеллкет" состояли на вооружении противотанковых батальонов танковых и пехотных дивизий армии США, в ряде случаев совместно с М10. Они участвовали в боевых действиях в Италии и на Западном фронте вплоть до конца войны. После 1945 года были сняты с вооружения армии США и поставлялись в другие страны. В Южной Корее, Венесуэле и Югославии М18 использовались до конца 70-х годов. Партия М18 была также поставлена в Советский Союз, но в боевых действиях они не принимали участия, оставаясь в качестве “неприкосновенного запаса”.

 

ДВИГАТЕЛЬ:

Continental RS75 С4, 9-цилиндровый, карбюраторный, звездообразный, воздучшого охлаждения: мощность 400 л.с. (284 кВт) при 2400 об/мин.

 

ТРАНСМИССИЯ:

шестеренчатый редуктор, гидравлический трансформатор, планетарная коробка передач, двойной дифференциал, бортовые передачи

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

пять обрезиненных опорных катков на борт, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; ширина гусеницы 366 мм