Т-34-76 обр.1942г.

Весной 1942 г, конструктором завода № 183 М.А. Набутовским бил разработан проект новой конструкции башни для танка Т-34. которая позволила перейти от отливок башен в формы, составленные из отдельных брусков формовочной земли, к отливкам башен в формы, изготовленные машинной формовкой. Модель новой башни состояла из трех частей, каждая из которых формовалась отдельно на формовочной машине, а затем собранные воедино части составляли форму для отливки. Несмотря на то, что новая башня уступала предыдущей в пластичности форм, она была более снарядостойкой и технологичной. В башне ноной конструкции отсутствовал кормовой люк, а монтаж и демонтаж пушки Ф-34 осуществлялся через переднюю часть башни. Так окончательно на заводе № 183 была решена проблема качества и количества выпускаемых башен. Если до этого УВЗ был вынужден получать башни с Уралмашзавода (УЗТМ им. Орджоникидзе), то отныне завод № 183 сам стал поставлять башни танка Т-34 другим заводам-изготовителям.
Танки Т-34, выпускавшиеся с конца лета 1942 года, получили новую башню, так называемой "улучшенной" формы (впрочем, не менее тесную, чем предыдущая) с двумя круглыми посадочными люками в крыше, пятискоростную коробку передач, воздухоочистители типа "Циклон", увеличенный боекомплект, башенный вентилятор, десантные поручни, наружные топливные баки цилиндрической формы и много других более мелких новинок. В послевоенной литературе такая башня, имевшая шестигранную форму, получила прозвище "гайка".