БА-11

БА-11 — советский бронеавтомобиль на базе армейского грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6.

 

В течение 1936-1937 годов на Московском автозаводе проектировалось специальное укороченное шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и с дополнительным задним рулем. Был построен макетный образец машины. Положительные результаты этой работы позволили приступить зимой 1938 года к созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА-11 (шасси - ЗИС-34). Компоновку делал инженер А. С. Айзенберг, шасси занимались конструкторы Д. В. Саломатин, Б. М. Фиттерман, В. Н. Смолин и другие. Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А. Н. Баранова проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.
 
К концу 1938 года на ЗИСе уже были собраны экспериментальные шасси с макетными бронекорпусами, а через год Ижорский завод построил первые два бронеавтомобиля БА-11. Правда, принять участие в финской кампании, как это предполагалось, они не успели.
 
После проведения испытаний Московский автозавод начал осваивать конвейерную сборку шасси ЗИС-34. В течение 1940-1941 годов было собрано 16 бронемашин.
 
Широко развернуть производство не удалось - Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда. В начале войны делалась попытка выпуска БА-11 на Подольском заводе имени Баранова.
 
Стандартный "зисовский" двигатель был форсирован до 93 л. с. (с алюминиевой головкой - до 99 л. с.), в основном за счет увеличения степени сжатия и частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров. Надежность его работы на бронемашине повышало дублированное зажигание - от магнето и от батареи. Свечи были экранированы, чтобы не создавать помех радиоприему. Наличие реверса в демультипликаторе в сумме давало 9 передач вперед и 6 - назад, причем скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Был оборудован полноценный задний пост управления. Имелся механизм ручного запуска двигателя изнутри машины. Раму укоротили на 400 мм; соответственно сократили и базу (на 350 мм). Был усилен передний мост. Пулестойкие шины увеличенного размера имели крупные грунтозацепы. Проходимость машины повышали гусеничные цепи "оверолл", надеваемые на колеса задней тележки, и запасные колеса по бортам с возможностью их вращения, тогда общепринятые. БА-11 мог преодолевать подъем по грунту до 22°. Приземистый корпус его с наклонным расположением всех бронелистов увеличенной толщины должен был надежно защищать экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных осколков. Низкая башня рациональной формы, хотя и несла такое же орудие, как и основные бронеавтомобили и танки Красной Армии (более мощной пушки с умеренной силой отдачи тогда еще не было), зато боекомплект к ней увеличился до 114 снарядов. Машина была достаточно устойчивой при стрельбе. Пулеметов снова стало два (всего 3087 патронов) - спаренный с пушкой и в шаровой установке на лобовом листе, огонь из которого вел командир. Он же работал и на дуплексной радиостанции. Экипаж имел пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К.

 

БА-11 применялись в начальном периоде войны на Ленинградском фронте. По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода БА-11 несколько превосходил пехотный танк тех лет Т-26. На шоссе же он при такой же мощности двигателя развивал вдвое большую скорость. Это предопределило боевое назначение машины - маневренная огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление автоброне-соединений, вооруженных средними машинами, борьба с бронесилами и огневыми точками врага.

 

По бронезащите и вооружению БА-11 превосходил зарубежные образцы тяжёлых бронеавтомобилей, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов. Однако неполноприводные шасси, даже такие относительно мощные и надежные, уже не могли обеспечить нужной подвижности по бездорожью. Требовалась трехосная машина со всеми ведущими колёсами. Такое шасси ЗИС-36 (6х6) с шестеренчатыми задними мостами было изготовлено осенью 1940 года и отправлено для бронирования в Ижору. Но появлению нового, более совершенного бронеавтомобиля помешала война. Она же показала, что колёсные бронемашины могут развиваться только на базе полноприводных шасси.