2592

2592

Япония избежала почти повального в 20-30-е годы увлечения безбашенными танкетками, избрав в качестве машин разведки и охранения малые танки. Прототип малого танка “2592” (нередко именуется “танкеткой 92 ТК”) был построен фирмой Исикавадзима Дзидоша в 1932 году и имел компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус — клепаный, с большим углом наклона лобового листа. Механик-водитель размещался в выступающей рубке впереди справа, командир — в пулеметной башне. Посадка и высадка экипажа производились через дверь в задней стенке корпуса. Имелся и люк в крыше клепаной башни. Механик-водитель на марше выглядывал из верхнего люка рубки, при этом башню приходилось отворачивать влево. Смотровые лючки механика-водителя располагались в переднем и бортовых листах рубки, командира – в корме башни. В башне в шаровой опоре крепился 6,5-мм пулемет. Имелись и отверстия для стрельбы из личного оружия.

Двигатель располагался слева от механика-водителя. Выхлопная труба выводилась назад вдоль левого борта, здесь же находилась и решетка радиатора. Для обслуживания двигателя и трансмиссии служили большие люки в верхнем лобовом листе. Танк оснащался фарой и звуковым сигналом.

В 1933 году «Токийская компания газовых и электрических двигателей» (Токио Гасу Дэнки, впоследствии Токио Дзидоша и Хино Дзидоша) построила модернизированный образец танка, принятый на вооружение под обозначением “2594” (“94”, упоминается также как “Хокай Сенша”). Его производством занимались также компании Мицубиси Дзукогио и Кобэ Сейкошо. Малый танк “94”, известный под прозвищем “Карапузик”, был небольшой, довольно подвижной, но очень тесной машиной. Как и предыдущий вариант он не имел радиооборудования.

На малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1933 году японским инженер-майором (впоследствии – генерал-майором) Томио Хара, наиболее известным из японских танкостроителей. Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны с двуплечими рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески (в дальнейшем – типа Хара), сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, использовалась на большинстве японских серийных танков 30 – 40-х годов.

С 1937 года танки выпускались с измененной ходовой частью: направляющее колесо было увеличено в диаметре, лишено зубчатых венцов, подвешено на балансире и опущено на землю для увеличения опорной поверхности. Одновременно танки перевооружили 7,7-мм пулеметами. На части машин пулемет заменили 37-мм пушкой по образцу нового танка “2597”. Башня танка получила асбестовый подбой для защиты командира от перегрева и ударов. Существовали также планы переоснащения танков двигателями мощностью 45 л.с.

 

Из истории:

Впервые малые танки “2592” были испытаны в боевых условиях в 1937 г. под Шанхаем, где японская армия без особого труда заняла город. Позже “2592” и “2594” использовались в Северном Китае, а в 1942 г. поздние модификации танков были задействованы в боях в Бирме и Малайе, где их небольшая масса и хорошая подвижность оказались весьма кстати в условиях джунглей. В течении нескольких месяцев они действовали в составе 24-й армии, успешно продвигавшейся на юг полуострова и в конце концов сломившей там сопротивление англичан, у которых танков не осталось совсем. Зачастую “2594” использовались не только для ведения разведки, но и для непосредственного сопровождения пехоты. Благо отсутствие противотанковой артиллерии позволяло избегать больших потерь в материальной части.

С 1943 г. малые танки “2594” начали выводить из боевых подразделений, но даже в 1944 г. часть из них пришлось снова вывести на передовую, когда американские войска начали отвоевывать ранее занятые территории. В частности, несколько танков этого типа обороняли остров Кваджелейн.