Ха-То

Ха-То

Одной из самых оригинальных разработок японских танкостроителей можно считать тяжелую САУ Тип 4, которая также известна под названием "Ха-То". Техническое задание на её изготовление было выдано в 1943 г., когда Япония уже два года вела затяжные бои на островах Тихого океана. Армии срочно требовалась машина вооруженная крупнокалиберным орудием, так как количества и мощности имевшихся тогда самоходок явно недоставало, а обычная артиллерия все равно нуждалась в тягачах.
 
Решение этого вопроса было выбрано нестандартным. Для постройки САУ использовали базу гусеничного тягача, ходовая часть которого была во многом заимствована от среднего танка "Чи-То" (по другим данным это мог быть "Чи-Ри"). Конструктивно она состояла из 7 опорных катков на борт, 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.
 
В передней части корпуса располагался полностью бронированный моторно-трансмиссионный отсек и отделение управление. На месте грузового отделения была установлена 274-мм мортира Тип 14, которое было защищено низкими откидными бортами.
 
Первый прототип самоходной мортиры "Ха-То" начал проходить ходовые испытания в 1944 году и уже на раннем этапе стало ясно, что ходовая часть может выдержать установку более тяжелой артиллерийской системы. В связи с этим, вместо 274-мм мортиры установили 300-мм мортиру Тип 3, фугасный снаряд которой массой 170 кг имел достаточную мощность для поражения практически любых долговременных укреплений, использовавшихся американцами на островных опорных пунктах. Максимальная дальность стрельбы оказалась, правда, невелика и составила 3000 метров.
 
Тем не менее, выпуск САУ "Ха-То" составил всего 4 экземпляра. Как выяснилось при дальнейших испытаниях, проведенных в присутствии специалистов из Имперской Военной Академии, отдача при выстреле из мортиры настолько велика, что серьёзно сокращает ресурс ходовой части. Техническое Бюро отказалось от дальнейших работ в этом направлении, а все построенные машины предполагалось задействовать при отражении американского десанта, намеченного на осень 1945 года. В дальнейшем САУ "Ха-То" были конфискованы американцами, одну из которых отправили на Абердинский полигон, а затем в музей - теперь это единственный сохранившийся образец японской 300-мм самоходной мортиры.
 
ДВИГАТЕЛЬ:

Mitsubishi, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 115 л.с.

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

(на один борт) 19 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо