Тип 1 Чи-Хе

Чи-Хе

японский средний танк времён Второй мировой войны. Спроектирован в 1940—1941 годах на основе среднего танка «Шинхото Чи-Ха», но начало его серийного производства задержалось до 1943 года, когда «Чи-Хе» оказался уже устаревшим. До окончания серийного производства танка в 1944 году выпуск составил всего 170 экземпляров, и серьёзного влияния на ход войны он оказать уже не сумел.

 

Описание конструкции:

Хотя «Чи-Хе» явился всего лишь дальнейшим развитием «Шинхото Чи-Ха», на нём было применено множество новых для японского танкостроения решений, таких как сварной корпус, трёхместная башня, противоснарядное бронирование и установка радиостанции на всех машинах. Экипаж машины увеличился по сравнению с «Чи-Ха» до пяти человек — механика-водителя, стрелка, командира, наводчика и заряжающего, что полностью освободило командира от обслуживания орудия и позволило ему сосредоточиться на своих прямых обязанностях.

 

Вооружение:

Основным вооружением «Чи-Хе» являлась 47-мм пушка Тип 1 с длиной ствола 62 калибра, имевшая начальную скорость бронебойного снаряда 826 м/с. Боекомплект орудия состоял из 120 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов. Масса бронебойного снаряда — 1,4 кг, масса бронебойно-фугасного — 1,52 кг. Хотя пушка имела одинаковое обозначение с пушкой «Шинхото Чи-Ха», орудие было серьёзно перекомпоновано, получило более эффективные противооткатные устройства и механизм спуска, горизонтальный затвор был заменён вертикальным. Установка пушки осталась традиционной для японских танков: орудие крепилось на вертикальных и горизонтальных цапфах, позволявших его качание в горизонтальной плоскости в пределах ±7,5 градусов, а наводка осуществлялась при помощи плечевого упора, хотя отдача 47-мм пушки для такой системы оказалась слишком сильной. Вспомогательное вооружение танка осталось неизменным — два 7,7-мм пулемёта Тип 97, один из которых располагался в верхнем лобовом листе корпуса, а второй — в корме башни. Боекомплект пулемётов состоял из 4035 патронов в магазинах, размещавшихся на стенках корпуса под башней.

 

Двигатель и трансмиссия:

На «Чи-Хе» устанавливался более мощный по сравнению с ранними машинами двухтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» A12200 VD мощностью 240 л. с. Это позволило не только компенсировать возросшую на 1,5 тонны массу танка, но и увеличить максимальную скорость.
 
Трансмиссия осталась неизменной и состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки передач с понижающей передачей, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.
 
Ходовая часть:

Подвеска «Чи-Хе» выполнялась по стандартной для японских танков системе Т. Хара, с катками, попарно подвешенными на качающихся балансирах, при помощи системы рычагов и тяг, соединённых со спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса; дополнительными передними и задними катками с независимой подвеской, при помощи рычагов соединёнными с наклонными спиральными пружинами, открыто закреплёнными на борту.
 
Ведущие катки — передние, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы — стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем, каждая из 96 траков с шагом 120 мм и шириной 330 мм.