Hummel Sd Kfz 165

История. Для того чтобы обеспечить танковые соединения самоходной артиллерией на гусеничном шасси, Управлением вооружения было предложено установить 105-мм легкую полевую гаубицу на шасси Pz III и Pz IV. 25 июля 1942 г. ввиду того, что 105-мм орудие стали устанавливать на шасси Pz II, шасси Pz III и IV было решено использовать для установки 150-мм тяжелой полевой гаубицы. Фирма «Алькетт», которой была поручена разработка САУ, представила прототип Гитлеру в октябре 1943 г. «Гуммель» считался переходной моделью до тех пор, пока не будет создано специальное шасси для САУ. Планировалось к 12 мая 1943 г. к началу летнего наступления иметь 100 САУ «Гуммель». На том же шасси было изготовлено 157 транспортеров боеприпасов для батарей САУ «Гуммель». Характерные особенности. Шасси Pz III/IV — это удлиненный корпус Pz IV, но с двигателем, перенесенным вперед — в середину корпуса. Шасси сохранило ходовую часть Pz IV, но с несколько большими расстояниями между катками. Ведущее колесо взято от Pz III. Открытая сверху рубка окружена с четырех сторон наклонными броневыми листами, прикрепленными болтами к корпусу. Верхняя передняя наклонная плита корпуса удлинена до рубки, а для водителя сделана небольшая будка слева. САУ, выпускавшиеся с начала 1944 г., получили кабину для водителя и радиста поперек всей ширины корпуса. 150-мм гаубица установлена в средней части корпуса над двигателем, отчего машина оказалась очень высокой. Транспортер боеприпасов отличался от САУ тем, что вырез в лобовом листе рубки под ствол гаубицы заделан броневым листом, изменено также внутреннее размещение деталей в рубке.
Применение. САУ «Гуммель» поступили в тяжелые батареи батальонов самоходной артиллерии некоторых ТД в начале 1943 г. и впервые пошли в бой в сражении на Курской дуге в июле 1943 г. Поначалу каждая ТД имела только 6 САУ «Гуммель» в единственной тяжелой батарее, затем к ней было добавлено два транспортера боеприпасов, и, наконец, некоторые ТД получили вторую тяжелую батарею.