Sturmpanzer IV (Sd Kfz 166) Brumbar

150-мм САУ «Бруммбэр»
История. Эту штурмовую машину разрабатывали фирмы «Алькетт» (рубка) и «Крупп», который занялся переделкой шасси Pz IV. 20 октября 1944 г., ознакомившись с проектом «Алькетт», Гитлер потребовал, чтобы как можно скорее изготовить 40—50 «Бруммбэ-ров». 7 февраля 1943 г. было решено, что 40 единиц должны быть готовы к 12 мая 1943 г., а затем и остальные 20. После выпуска этих машин в апреле — мае 1943 г. в ноябре того же года начался серийный выпуск, продолжавшийся до конца войны.
Рис. 315—317 — верхний - САУ первых выпусков. Рис. 316. Машина средних выпусков. Рис. 317. Последнего выпуска.
Характерные особенности. «Бруммбэр» имел коробкообразную рубку со 150-мм орудием, установленным на шасси Pz IV. Первая серия была изготовлена на 52 шасси Pz IV Ausf G + 8, переделанных из Ausf Е и F. Вместо 80-мм лобовой брони первые 60 машин получили 50-мм броневые листы, прикрепленные болтами к основному 50-мм листу лба корпуса. Первая серия имела такой же смотровой прибор водителя с подвижной броневой заслонкой, как и на танке «Тигр». На САУ следующих выпусков водитель получил перископ. Теперь САУ оснащалась орудием Stu Н 43/1. Последняя серия с апреля 1944 г. получила несколько измененную рубку с шаровой установкой пулемета в верхнем левом углу передней броневой плиты и командирскую башенку.

Применение. Первый «Бруммбер» получил 216-й батальон штурмовых танков и направился на Восточный фронт к началу наступления на Курской дуге. Этот батальон в октябре 1943 г. вел оборонительные бои у г. Запорожье. Затем были сформированы еще три батальона № 217, 218, 219. Они сражались как на Восточном, так и на Западном фронтах, а также и в Италии.