Pz IV Ausf А


          История. Танк был заказан ОКН в 1930 г. Фирмы «Райнметалл-Бор-зиг» и «Крупп» изготовили по одному прототипу. Двигатель 300 л. с. сообщал 30-тонной машине скорость 35 км/ч. Танк имел вилксоновскую КП. В дальнейшем многие черты прототипа фирмы «Райнметалл» были использованы при создании крупповского танка, который в массовом производстве получил обозначение Pz Kpfw IV.
          Характерные особенности. Ходовая часть состояла из четырех пар катков на листовых рессорах с ведущим колесом переднего расположения, направляющим — заднего и четырех поддерживающих роликов. КП — пятискоростная с планетарным сцеплением. Имелся дополнительный маломощный бензиновый мотор для электрогенератора, снабжавшего электрический механизм поворота башни. 75-мм орудие, спаренное с пулеметом, устанавливалось на внутренней маске в башне. Другой пулемет имелся в лобовой части надстройки. Танк был защищен всего лишь 15-мм броней. Экипаж имел много щелей для наблюдения и пистолетных амбразур, а командир получил бочкообразную башенку с восемью смотровыми приборами. Водитель находился в выдвинутой части надстройки, что позволяло ему наблюдать также вправо. Одновременно такая конструкция корпуса давала больше места для боекомплекта.
         Применение. В январе 1938 г. в войска поступили три первых танка; 1 апреля 1938 г. их было уже 30. Танки этой модификации участвовали в боях в Польше, Норвегии, Франции. Сняты с вооружения весной 1941 г.