Бергепантер Sd Kfz 179

История. С появлением танков «Тигр» в конце 1942 г. возникла проблема с эвакуацией с поля боя и восстановлением тяжелых танков. С середины 1943 г. предполагалось, что выпуск «Пантер» достигнет заметного количества, и на ее базе решено было создать БРЭМ. В июне 1943 г. первые 12 таких машин были изготовлены по получении от фирмы MAN 12 шасси без пушек. К производству БРЭМ с июля
1943    г. присоединилась фирма «Хеншель», которая до ноября выпустила 70 БРЭМ, прежде чем совсем прекратила выпуск танков «Пантера». Потребность в БРЭМ оставалась, и фирма «Демаг» в феврале 1944    г. весь свой месячный выпуск «Пантер» отдала под БРЭМ. После 150 дополнительных машин Ausf А в производство пошли с сентября 1944 г. машины Ausf G. В апреле 1944 г. Гитлер приказал, чтобы под БРЭМ'ы переделывались танки, поступавшие для ремонта. Даже планировалось, что 13 будут изготовлены в апреле; 18 — в мае; 20 — в июне и 10 — в июле. Но этот план выполнен не был — лишь в августе 1944 г. в БРЭМ перестроено 8 танков.
Характерные особенности. Первые 12 БРЭМ — это были всего лишь безбашенные шасси «Пантер» Ausf D. Но те БРЭМ, что выпустил в 1943 г. «Хеншель», были снабжены лебедкой с тягой 40 т, дерриком на 1,5 т и с сошником. Здесь использовались шасси Ausf D. Машины, выпускавшиеся с февраля по сентябрь 1944 г. фирмой «Демаг», использовали шасси Ausf А с пулеметом в будке в лобовом листе корпуса. 20-мм пушка на этой серии уже не устанавливалась. Сошник был увеличен в размерах.
Применение. Танковый полк «Лаухерд» получил четыре из первых 12 так называемых тягачей в июле 1943 г. перед сражением на Курской дуге. 51-й, 52-й танковые батальоны имели по 4 БРЭМ'а. По штатам ремонтно-восстановительная рота каждого танкового батальона имела 2 — 4 БРЭМ'а. В составе тяжелых танковых батальонов имелись 2 БРЭМ.