Panzerkampfwagen «Maus»

История. В июне 1942 г. конструктор Ф. Порше получил от Гитлера заказ на разработку сверхтяжелого танка, вооруженного 128-мм пушкой и с максимально возможной толщиной брони. Начавшиеся в мае 1943 г. испытания выявили много проблем. Часто отказывал мотор воздушного охлаждения, и машина VI получила переделанный авиадвигатель МВ509, а машина V2 — дизель МВ517. Отказались также от подвески Порше с продольными торсионами, поскольку в столь тяжелую машину ее не удавалось вместить. Тем не менее последовал заказ на 150 машин, но в октябре 1943 г. он был отменен, и машина VI испытывалась с имитацией башни в декабре 1943 г., а с башней и вооружением - в июне 1944 г. Безбашенная машина V2 проходила испытания в сентябре 1944 г., но ее двигатель был разрушен при аварии и не восстановлен до апреля 1945 г. Оба прототипа были взорваны в Куммерсдорфе.
Характерные особенности. «Маус» получил пружинную подвеску, разработанную фирмой «Шкода». Предусматривалась возможность вооружить его 150- или 170-мм пушкой. Предполагалось, что «Маус» сможет преодолевать водные препятствия глубиной до 8 м, получая электропитание для своих электромоторов по кабелю от другого «Мауса», оставшегося на берегу.