ADGZ

Первый в мире серийный четырехосный бронеавтомобиль ADGZ был разработан в 1934 г. австрийской фирмой Austro-Daimler. После присоединения Австрии к Германии имевшиеся на вооружении австрийской армии ADGZ были переданы войскам Вермахта СС и использовались для борьбы с партизанами. Отличительной чертой машины была полная симметричность, проявлявшаяся не только во внешних очертаниях, но и в механизмах управления.

 

Тяжелый бронеавтомобиль, поставлявшийся в австрийскую армию в 1935-1937 годах. После аншлюса Австрии в 1938 году 12 машин передали в полицейские части СС. В 1942 году фирма Steyr-Dairnler-Puch возобновила производство, изготовив 25 броневиков этого типа.

 

Cварной корпус крепился к раме, имевшей форму параллелограмма. Башня - сварная, цилиндрической формы с двускатной скошенной крышей. Два поста управления. Четыре двери для посадки и высадки экипажа.

 

Первоначально планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи отказались. После замены австрийских пулеметов "Шварцлозе" немецкими MG 34 и сокращении экипажа до 6 человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в их составе в сентябре 1939 года приняли участие в захвате Данцига.

 

Вновь изготовленные бронеавтомобили были переданы в части СС в начале 1942 года. Они применялись на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами, в частности, в 1944 году в составе дивизии СС "Викинг", 7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС "Prinz Eugen" использовала эти машины в боях с партизанами Тито в Югославии.

 

В обоих концах броневика была оборудована кабина водителя, и ADGZ мог развивать максимальную скорость как передним, так и задним ходом. Бронеавтомобили выпускались двумя небольшими сериями, причем последние из построенных были перевооружены немецким 20-мм орудием взамен австрийского.