H35

H35 Основной легкий танк поддержки кавалерийских соединений. Разработан в 1934 году фирмой Hotchkiss. Максимально унифицирован с танком сопровождения пехоты R35. С 1935 по 1940 год изготовлено около 1000 единиц.

 

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

Н35 — первый серийный вариант. Корпус собирался из литых бронеплит на каркасе из уголков, башня литая, заимствованная у танка R35. Двигатель располагался сзади слева, а бензобак — справа
Н38 — оснащался более мощным 120-сильным двигателем и имел более толстую броню. Боевая масса —12,8 т.
Н39 — отличался от Н38 еще более мощной броней (45 мм) и длинноствольной 37-мм пушкой SA38 (начальная скорость снаряда 701 м/с).

 

Из истории:

Н35 - первый серийный вариант. Корпус собирался из литых бронеплит на каркасе из уголков, башня литая, заимствованная у танка R35. Двигатель располагался сзади слева, а бензобак - справа.
К началу активных боевых действий (май 1940 года) во французской армии имелась 821 машина Н35/38/39
Танки Н35 состояли на вооружении отдельных танковых батальонов, придаваемых полевым армиям. По штату 13-й и 38-й ВСС насчитывали по 45 танков. Самые современные машины - Н39 - находились в батальонах танковых дивизий резерва.

 

В кавалерии танки Н35/38/39 входили в состав легких механизированных дивизий (DLM), легких кавалерийских дивизий (DLC) и дивизий моторизованной пехоты (DIM).
 
В 1 и 2 DLM (4-й кирасирский, 18-й драгунский и 13-й драгунский, 29-й драгунский полки соответственно) числилось по 40 танков Н35. 1-й и 2-й кирасирские полки из состава 3-й DLM имели такое же количество танков Н39, а 11-й драгунский — 60 Н35. В 4 из 5 легких кавалерийских дивизий (DLC) в составе разведывательного бронекавалерийского полка (RAM) имелось по 12 танков Н35, а в пятой — 12 Н39. В 2 из 7 моторизованных пехотных дивизий в группах танковой разведки и поддержки (GRDI) числилось по 20 танков Н35.
 
Один танковый эскадрон из 16 машин Н35 находился в Северной Африке. 342-я и 351-я отдельные танковые роты (342, 351 Cie. А), оснащенные танками Н35 и Н39, использовались во время боев в Норвегии (Нарвик, 1940 год).
 
После поражения Франции в 1940 году около 600 Н35/39 досталось немецким войскам. Эти машины прошли ремонт и модернизацию: их оснастили немецкими радиостанциями, а куполообразную командирскую башенку заменили двустворчатым люком. Под наименованием РгКргм 38Н 735 (Т) танк был принят на вооружение вермахта и войск СС.

На Восточном фронте воевал 211-й танковый батальон (танки 35S, 38Н, 35Я), а в Нормандии 206-й, имевший в своем составе 16 39Н. Танки 38Н состояли на вооружении 7-й добровольческой горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений», сражавшейся в Югославии с партизанами Тито. Несколько 38Н немцы передали армии Хорватии.

В 1943— 1944 годах 48 «гочкисов» немцы переделали в самоходки со 105-мм гаубицами, а 48 других оснастили 75-мм противотанковыми пушками. Еще 24 танка 38Н переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей. Эта техника составила основу артиллерийских частей 21-й танковой дивизии во время боев в Нормандии. В 205-м танковом батальоне (Pz. Abt. 205) 11 танков переоборудовали в носители 280- и 320мм реактивных снарядов (по 4 на танке), которые также воевали на Западном фронте в июне — июле 1944 года.

Около 30 машин 38Н немецкой модификации использовались в 5-м драгунском полку французской армии при освобождении страны в 1944— 1945 годах.