Deacon

“Deacon”

Нехватка мобильных противотанковых танковых средств, которые присутствовали в британской армии исключительно в виде буксируемых орудий, привело к созданию импровизированных машин, в числе которых оказался прекрасно зарекомендовавший себя полноприводной армейский грузовик АЕС Matador 0873.
 
Проектирование противотанковой самоходной установки на его базе началось в 1942 г. Хотя реакция британцев на действия немецких САУ была запоздалой, появление этой машины помогло им в некоторой мере переломить ход войны в Северной Африке, которая на тот момент стала чуть ли единственным театром боевых действий для Великобритании, если не считать Индию и Бирму. На грузовик устанавливалась полностью бронированная кабина, за которой, на месте кузова, монтировалась 57-мм (6-фунтовая) пушка с боезапасом 24 выстрела, прикрытая бронещитом коробчатой формы. Максимальная толщина бронирования составляла 20 мм. Наводчик и заряжающий размещались на сиденьях велосипедного типа и ногами вращали щит и пушку. Выпуск таких бронемашин, получивших обозначение AEC Mk.I 6pr. Gun Carrier и название "Deacon" ("Дяькон"), был налажен в декабре 1943 г. и завершился в следующем году, после сборки 175 экзмепляров.
 
"Deacon" воевали только в Северной Африке (по крайней мере, упоминаний об их применении в Европе пока не нашлось). С лучшей стороны они зарекомендовали себя при действиях из засад и полузакрытых позиций, что позволяло поражать вражескую технику почти без потерь со своей стороны. По отзывам британцев, наибольший успех на долю "Deacon" выпал в сражении под Эль Хаммой, где эти самоходки находились в составе 76-го противотанкового полка и действовали, в основном, против немецких танков Pz.III. После разгрома немецкого Африканского корпуса часть машин была переоборудована в бронированные транспортеры боеприпасов (Armoured Ammunition Carrier).
 
Конструкция САУ оказалась настолько удачной, что в 1946 г. несколько машин закупила турецкая армия, эксплуатировавшая их до конца 1940-х гг.

 

ДВИГАТЕЛЬ:

АЕС А173, 6-цилиндровый, дизельный, рядный; мощность 95 л.с. при 1800 об/мин; рабочий объем 7581 куб.см

 

ТРАНСМИССИЯ:

четырехскоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, пневматические тормоза

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

колесная формула 4x4, размер шин 13,50 — 20, подвеска на листовых рессорах