matilda II

Matilda II

Наиболее сильно бронированный танк начального периода 2-й мировой войны и единственный английский танк, состоявший на вооружении британской армии в течение всей войны. Разработан конструкторским бюро арсенала Woolwich. Производился фирмами Vulcan Foundry, Fowler, Ruston and Hornsby, LMS Railway Works, Harland and Wolff и North British Locomotive Works. С 1939 no 1943 год изготовлено 2987 единиц.

 

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Mark II — первый серийный вариант. Корпус состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами. Башня танка — литая, цилиндрическая. Ее поворот осуществлялся с помощью гидравлического привода или вручную. Вооружение: 2-фунтовая пушка и 7,7-мм пулемет Vickers с водяным охлаждением. Два дизельных двигателя фирмы АЕС.
Mark НА — вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA.
Mark НА' (Matilda III) —дизельные двигатели Leyland. Направляющие полозья вместо 6 поддерживающих катков.
Matilda IIICS — 3-дюймовая (76 мм) гаубица вместо 2-фунтовой пушки.
Matilda IV (Mark НА") — усовершенствованные двигатели Leyland.
Matilda V—пневматический усилитель управления трансмиссией.

 

 

ДВИГАТЕЛЬ:

2 дизеля Leyland, 6-цилиндровых, рядных, жидкостного охлаждения; мощность 95 л.с. (70 кВт) при 2000 об/мин каждый. Правый и левый двигатели невзаимозаменяемы, различались расположением вспомогательных механизмов. Левый по ходу танка обозначался Е-148 или Е-164, а правый — Е-149 или Е-165. Двигатели Е-148 и Е-149 имели алюминиевые картеры, а Е-164 и Е-165 — чугунные.

 

ТРАНСМИССИЯ:

однодисковое сухое сцепление автомобильного типа на каждый двигатель, поперечная передача, 6-скоростная планетарная коробка перемены передач, многодисковые сухие бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы.

  
Из истории:

В сентябре 1939 года в строю имелось всего две новых «матильды», а к весне 1940 года ими был укомплектован один батальон 7-го Королевского танкового полка, который участвовал в боях в Дюнкерке.

В это же время несколько таких машин было отправлено в Египет, где они приняли участие в первых боях с итальянцами, противотанковые средства которых оказались бессильны против хорошо защищенного английского танка.

С середины 1941 года, после высадки в Ливии немецкого Африканского корпуса, основным средством борьбы с «Матильдами» стала 88-мм зенитная пушка. Тем не менее эти танки активно использовались в боевых действиях вплоть до первых боев у Эль-Аламейна в июле 1942 года.

Австралийские войска использовали «матильды» на островах Тихого океана вплоть до 1945 года. На вооружении их учебных частей эти танки состояли до 1953 года.

В Советский Союз первые «матильды» прибыли осенью 1941 года — как раз к битве за Москву, и пришлись как нельзя кстати. В течение 1941 — 1943 годов Красная Армия получила 1084 танка этого типа. Советские танкисты по достоинству оценили мощную броню (такую же, как у нашего KB) и высокую надежность силовой установки и трансмиссии. Английская 2-фунтовая пушка по бронепробиваемости не уступала отечественной 45-мм и до середины 1942 года могла гарантированно поражать все типы немецких танков. В России выявился один специфический недостаток «Матильды»: осенью и весной грязь, забиваясь днем между фальшбортом и корпусом, ночью, при понижении температуры, замерзала и лишала танк возможности передвигаться.

На базе «Матильды» было построено большое количество машин специального назначения. Саперные танки Matilda Baron и Matilda Scorpion, оснащенные молотковыми минными тралами, приняли участие в сражении у Эль-Аламейна в 1942 году. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные танки для освещения поля боя и, наконец, огнеметные. Австралийские модификации огнеметных танков — Matilda Frog и Matilda Murray использовались для выжигания японских опорных пунктов на островах Юго-Восточной Азии.