Guy Armored Car

Guy Armored Car

В первые годы войны в западных странах получила распространение концепция "колесного танка", предполагавшая создание боевой машины с бронированием и вооружением как у танка, но исключительно на колесном ходу. По мнению танковых теоретиков, подобное сочетание должно было обеспечить хорошие ходовые качества при мощном вооружении и защите. В США такими "танками" стали прототипы бронемашин Т13 и Т18, во Франции инженерами фирмы Panhard был создан бронеавтомобиль АМ 40-Р, а в Соединенном Королевстве эту нишу занял бронеавтомобиль Guy Armored Car.
 
Проектированием британского "колесного танка" занималась фирма Guy Motors Ltd., которая взяла за основу ходовую часть артиллерийского тягача Quad Ant, установив на него граненый корпус сложной формы. Компоновка бронеавтомобиля была несколько нетипична: в передней части находилось отделение управление, в средней - боевое отделение, в задней - моторно-трансмисионное. Лобовой и бортовые листы корпуса имели относительно большие углы наклона, что позволяло в некоторой степени улучшить их пулестойкость. Двухместная четырехгранная башня устанавливалась почти ровно по центру корпуса. В ней Располагались места командира машины и заряжающего, в лобовом листе была смонтирована спаренная установка из одного 12,7-мм и одного 7,71-мм пулеметов Vickers, а также двухствольный дымовой гранатомет. Поскольку места внутри машины оказалось недостаточно, для механика-водителя пришлось сделать сильно выступающую за обводы корпуса рубку с тремя смотровыми приборами. В бортах корпуса имелись двери для посадки экипажа. Шасси бронеавтомобиля было полноприводное, четырехколесное.
 
По британской документации эта машина первоначально проходила как Tank, Light, Wheeled Mk.I, но уже скоро это обозначение заменили на более привычное Guy Armored Car. Вообще в Великобритании бронемашины распределялись по классам согласно вооружению, а не массе (как в СССР или США), поэтому "Guy" сами британцы относили к тяжелому типу, в то время как по весу он скорее соответствовал среднему.
  

Модификации:

Строительство серийных машин модификации Guy Armored Car Mk.I началось в 1939 г. и завершилось после постройки 50 экземпляров. В следующем году её сменила модификация Guy Armored Car Mk.II (собрана 51 машина), отличавшаяся только усиленным вооружением - 12,7-мм пулемет заменили на более мощный 15-мм, масса секундного залпа которого немногим отличалась от 20-мм пушки. Теперь бронеавтомобиль теоретически мог бороться с бронетехникой противника, но на деле этого проверить не удалось.
 
В начале 1940 года шесть бронеавтомобилей Guy Armored Car Mk.I были отправлены во Францию, где вошли в состав отряда охраны Королевских ВВС (No 3 Air Mission) Британских Экспедиционных Сил. Скоротечная кампания против немцев обернулась для британцев катастрофой, заставив бросить на французской и бельгийской территории всю бронетехнику. Не избежали этой участи и Guy Armored Car. Что-либо сказать об эффективности боевого применения этих бронеавтомобилей сейчас трудно, так как достоверных сведений на этот счет пока найти не удалось.
 
Остальные броневики находились в метрополии, где состояли на вооружении 12-го Уланского (12th Lancers), Королевского канадского драгунского (Royal Canadian Dragoons) и еще двух полков английской армии, а также в голландских, бельгийских и датских частях на территории Великобритании. После 1943 года все эти бронеавтомобили были заменены более современной техникой.
 
Хотя Guy Armored Car ничем особенным себя не проявил, его отдельные компоненты были использованы при создании самого массового бронеавтомобиля британской армии Humber Armored Car.
 
Кроме бронеавтомобилей на базе полноприводного шасси были разработаны весьма неплохие транспортеры и артиллерийские тягачи, названные "Guy Lizard". На этих машинах устанавливался коробкообразный корпус и необходимое для машины технической поддержки оборудование, вооружение отсутствовало.
 
ДВИГАТЕЛЬ:

Meadows 4ELA, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 55 л.с. при 2600 об/мин; рабочий объем 3686 куб.см

 

ТРАНСМИССИЯ:

сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, раздаточная коробка, механические тормоза

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

колесная формула 4x4, размер шин 10,50х20, подвеска на листовых полуэллиптических рессорах